В столице ЧР отпраздновали День чеченского языка

Во вторник (25 апреля) в государственном театрально-концертном зале (ГТКЗ) Грозного состоялось торжественное мероприятие, посвящённое Дню чеченского языка. В качестве почетного гостя в зале присутствовал Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров, а также представители исполнительной и законодательной ветвей власти, сферы культуры и искусства, научного сообщества, общественности республики.

Открывая торжественную часть мероприятия, Рамзан Кадыров поздравил гостей с праздником. Глава ЧР также подчеркнул значимость Дня чеченского языка в жизни народа.

После официальной части с успехом прошла премьера спектакля Чеченского госдрамтеатра им. Ханпаши Нурадилова «Дахаран пхьалг1а» («Кузница Жизни»), приуроченная ко Дню чеченского языка. Автор одноимённой пьесы — Муса Ахмадов, режиссёр — худрук-директор ЧГДТ им. Ханпаши Нурадилова Хава Ахмадова. Следует отметить,что ставилась драма в кратчайшие сроки, причём с привлечением известных специалистов из других регионов страны и дальнего зарубежья. Музыку написал для этого спектакля известный в регионе композитор и пианист, Народный артист Кабардино-Балкарской Республики Мурат Кабардоков, партитура света принадлежит приглашенному из Москвы художнику по свету Павлу Бызову, а художник по костюмам — наш соотечественник из Бельгии Султан Юшаев. Сценограф спектакля — Ахмед Салгереев.

Драму «Дахаран пхьалг1а» собравшиеся смотрели на одном дыхании. Остродраматический сюжет, режиссёрские решения, эмоциональная игра актёров — все это держало зрительный зал в напряжении. Тишина время от времени взрывалась аплодисментами. В завершение спектакля зрители аплодировали стоя!

ЧГДТ им. Ханпаши Нурадилова отметил 85-летие

В понедельник (24 апреля) Чеченский государственный драматический театр имени Героя Советского Союза Ханпаши Нурадилова отметил 85-летие со дня основания. По сложившейся традиции юбиляров навестил Глава ЧР Рамзан Кадыров. Устные поздравления официальных лиц сменили награждения артистов почетными званиями и медалями, а завершился вечер блистательной концертной программой. Также было объявлено о премировании в честь юбилея всех артистов.
Гостей праздничного вечера театр встретил афишами спектаклей конца 1940-1950-х годов на тумбах у парадного входа, пожелтевшими от времени фотографиями из театрального архива на стендах, программками постановок национального театра середины прошлого века. И обновленным зданием – его капитальный ремонт завершился в апреле. Когда Рамзан Кадыров в сопровождении министра культуры Хож-Бауди Дааева и других высокопоставленных чиновников и соратников вошел в зрительный зал, собравшиеся встали, приветствуя руководителя республики.
Праздничный вечер открыл видеоролик, посвященный истории ЧГДТ им. Ханпаши Нурадилова — старейшего учреждения культуры республики. Затем выступил министр культуры ЧР. В своем приветственном слове Хож-Бауди Дааев отметил, что в 2014 году в театр им.Х.Нурадилова влилась труппа Молодежного театра «Серло» и, как показало время, идея оправдала себя – имеет место быть преемственность актерских поколений, труппа в обновленном составе делает успехи.
Затем слово взял Глава ЧР Рамзан Кадыров:
— Наш национальный театр вносит большой вклад в сохранение традиций и обычаев нашего народа. Это заслуга актеров, которые годами и десятилетиями работают над актерским мастерством, сценическим движением и сценической речью, чтобы донести до зрителя идею спектакля. Надеюсь, мы вместе встретим и 100-летний юбилей, но уже в новом здании театра!, — заключил Глава ЧР.
Далее состоялось традиционное для таких праздников награждение артистов. Орден имени Героя России Ахмата-Хаджи Кадырова вручен Хамиду Азаеву (Народный артист ЧИАССР). Амран Джамаев (Народный артист ЧИАССР) удостоен звания «Почетный гражданин Чеченской Республики», медали «За заслуги перед Чеченской Республикой» — Хамзат Кутаев (Народный артист ЧР).
Звание Народной артистки ЧР присуждено художественному руководителю ЧГДТ имени Ханпаши Нурадилова Хаве Ахмадовой. Звания Заслуженного артиста (артистки) ЧР удостоен ряд молодых актёров. Благодарственные письма Главы ЧР получили главный режиссер театра Руслан Хакишев (Народный артист РФ), артисты театра и кино Дагун Омаев (Народный артист РФ), Раиса Гичаева (Заслуженная артистка РСФСР).
После награждения состоялась концертная программа. С чего начинается театр? Театр имени Ханпаши Нурадилова – с «Бож-Али», как-то метко сказал Руслан Хакишев, главный режиссер. С героев бессмертной комедии драматурга Абдул-Хамида Хамидова – комедии, чья сценическая жизнь преодолела полувековой рубеж, и началась концертная программа. Вела ее художественный руководитель театра имени Ханпаши Нурадилова, режиссер, актриса и телеведущая Хава Ахмадова – эффектная и неотразимая. Но перед зрителем предстали не фрагменты спектакля, а его герои… полвека спустя. Причем, персонажи в исполнении первого – звездного! – состава комедии. Бож-Али (Муталип Давлетмирзаев, Народный артист РСФСР) уговаривал Зулай (Зулейхан Багалова, Заслуженная артистка РСФСР) не покидать его, стращая жену перспективой повторной женитьбы. При этом заглавный герой предупреждает, что времена нынче изменились, и он может позволить себе иметь одновременно четыре жены. Диалог Бож-Али и Зулай, которая все-таки гордо ушла, укатив свою котомку, пересыпан перлами народного юмора. Как и следующий сюжет с участием Бож-Али и Маймы (Раиса Гичаева, Заслуженная артистка РСФСР). Народный писатель ЧР Муса Ахмадов – автор драматургической основы для мини-спектакля – достойный продолжатель литературного направления Абдул-Хамида Хамидова.
Впечатляющий композиционный прием использован и в следующем сюжете, где встречаются герои спектаклей режиссера Хавы Ахмадовой: комедии «Денисолта» (автор Муса Ахмадов) и «Ханума» (по пьесе Авксентия Цагарели). В комедии «Денисолта» герои скопом ухаживают за юной односельчанкой и просят помощи в сватовстве у Ханумы (Марет Базиева, Заслуженная артистка ЧР). И в этом сюжете впечатляет речь героев — образная, сверкающая жемчужинами народного юмора (автор Муса Ахмадов).
Зрителям был представлен и фрагмент драмы «Арба перевернулась – дорога нашлась» в постановке Руслана Хакишева, главного режиссера театра имени Ханпаши Нурадилова. Автор – Отиа Иоселиани. Отрывок из спектакля произвел впечатление высокой драматургией, яркой и самобытной режиссурой, игрой актеров.
Коллег также поздравили артисты республиканской филармонии имени А. Шахбулатова и Театра юного зрителя.
85 лет театру исполнилось в прошлом году, но юбилейные мероприятия были отложены на 2017-й. Учрежден Чеченский театр имени Ханпаши Нурадилова 1 мая 1931 года.

Рита Хаджиева
На снимке: Заслуженная артистка РСФСР Зулейхан Багалова (в роли Зулай) и Народный артист РФ Муталип Давлетмирзаев (Бож-Али).

Младенческая смертность снизилась в два раза

Младенческая смертность в Чеченской Республике относительно ситуации годичной давности снизилась более, чем в два раза. Этому способствовал ряд мероприятий Минздрава ЧР, направленных на совершенствование системы родовспоможения. Этот и другие вопросы обсуждались 19 апреля на II заседании регионального общества акушеров и гинекологов. «В последнее время, благодаря предпринимаемым мерам, мы наблюдаем положительную динамику в развитии ранней диагностики плода, эвакуации родильниц и рожениц при неотложных состояниях. Приобретаемый опыт мы намерены распространять и укоренять во всех районах и учреждениях родовспоможения региона», — подчеркнул заместитель министра здравоохранения ЧР Ваил Адамов. На заседании поднимались вопросы совершенстивования навыков персонала, в том числе и за счёт выезда врачей в ведущие НИИ и перинатальные центры России. Был зачитан доклад на тему «оказания медицинской помощи беременным женщинам с ВИЧ и детям с перинатальным контактом по ВИЧ». По итогам заседания выработаны рекомендации по перечню вопросов, наиболее актуальных на данное время.

18 апреля – День памятников и исторических мест. Поселение стражников

Древнее селение Хой Веденского района — это южнее высокогорного озера Кезеной-Ам недалеко от границы с Дагестаном. В селении до 80 объектов культурного наследия. До сих пор в его окрестностях находят могильники и различные предметы быта людей, которые проживали в этих местах.

Топоним «Хой» с чеченского переводится как «стражники». Вероятно, это связано с тем, что селение было пограничным, и его жители несли сторожевую службу.
Считается, что первые обитатели появились здесь свыше 1000 лет назад. Это мнение подтверждают даты постройки архитектурных памятников старины, в изобилии усеявших Хой и еще четыре села, входящих в Хойское сельское поселение. Руины башен и других каменных построек, нависших на склоне горы над глубоким ущельем, кое-где покрыты петроглифами в виде скоб, змеек, изображений солнца и др. Стены боевой башни (высота ее 16 метров) украшены углубленными крестами, ромбами. Оборонительные балкончики — машикули — опоясывают ее сплошным карнизом.
— По рассказам старожилов и историков, в случае войны аулы Хойско-Макажойской котловины могли выставлять до одной тысячи всадников, — рассказывает «Грозненскому рабочему» Саид-Эмин Джабраилов, директор Аргунского историко-архитектурного и природного музея-заповедника. — Что касается объектов культурного наследия, в Хое их свыше 80-ти: башни боевые и жилые, мечеть (в настоящее время реставрируется), святилище языческое кубической формы. И – огромное кладбище, что говорит о былой густонаселенности Хоя. Там разные чурты стоят – доисламские и со знаками ислама, — пояснил директор Аргунского музея-заповедника.

По его словам, самое большое природное богатство этой местности – альпийские луга. Конечно, и близлежащий уникальный водоем — озеро Кезеной-Ам. Карстовые пещеры в ущельях… Макажойский (высота 12 м) и Басхойский (54 м) водопады… Хойские сосновые рощи…
В 2016 году в Хое побывала редакция «Грозненского рабочего». Лема Турпалов, преподаватель кафедры журналистики Чеченского госуниверситета, впервые увидел старый Хой еще в начале 1970-х, и ему есть, что сравнить.
— Тогда много было петроглифов на хойских постройках, особенно на арках над входами. Судя по явным изменениям, свидетельства истории уходят в историю, — говорит он.

Как считал советский и российский ученый-археолог, доктор исторических наук В. И. Марковин, селение Хой разрушено во время Кавказской войны 19 века.
По данным администрации Веденского района, до выселения, в 1944 году, в селении проживали почти 200 семей. После возвращения из мест депортации горные села, в том числе Хой, партийные власти объявили запретной для проживания зоной, и многие горцы расселились в Грозненско-сельском и Наурском районах.
Ныне рядом с руинами древнего поселка соседствуют несколько современных домов из кирпича. Они возведены в 2008 году по указанию Главы ЧР для тех, кто хотел обустроиться на земле предков. Однако и сегодня в село не проведен газ, нет школы – вероятно, из-за малонаселенности.
Вот что пояснил в беседе с «ГР» глава администрации Хоя Шадид Хасалиев:
— В настоящее время в Хое проживают на постоянной основе 7 полных семей – родители с детьми. В этом году я и мой предшественник – бывший глава хойской администрации Хусейн Дибиров — объездили Грозненский и Наурский районы, где живут выходцы из нашего села, уговаривали молодые семьи переехать в Хой, но безуспешно. Поэтому возрождение села идет медленно. Обосноваться здесь готовы только люди пожилые – пенсионеры, словом, — констатировал глава администрации Хойского сельского поселения.
Как выяснилось, в этом году село наконец-то газифицируют. Многие проблемы требуют решения, в том числе на общественном уровне. С этой целью создан Совет старейшин. А на сайте администрации Веденского района опубликованы «Правила землепользования и застройки Хойского сельского поселения». Рядом с древним селом набирает силу жизнь современного Хоя.

Зарина Висаева

Валерии присвоено звание Народной артистки ЧР

18 апреля глава Чеченской Республики поздравил с днем рождения известную эстрадную певицу, Народную артистку России Валерию и присвоил ей звание Народной артистки Чеченской Республики. Запись об этом Рамзан Кадыров опубликовал на своей странице в Инстаграм.

«Валерия является большим другом Чеченской Республики, всегда с нами рядом, приезжает в Чечню, как в родной дом, в котором все ее знают и уважают. Валерия получила в нашей стране всенародное признание. Песни в её исполнении популярны на протяжении многих лет. И хочу сообщить радостную новость. Сегодня мною подписан Указ о присвоении Валерии почётного звания Народной артистки ЧР! Я желаю Валерии крепкого здоровья, успехов и вечной молодости!»,– отметил Р. Кадыров.

В Москве прошла презентация книги «Поиски утраченных реликвий»

Долгожданная презентация книги «Поиски утраченных реликвий» состоялась в Москве 12 апреля. Авторы нашумевшего издания — известный специалист по кавказскому оружию Иса Асхабов и Хамзат Асхабов. В презентации приняли участие все известные коллекционеры РФ, научные сотрудники и руководители музеев Москвы и Петербурга, друзья и гости авторов книги. Так, гостями были директор государственного Исторического музея Алексей Левыкин, представители ведущих музеев Санкт-Петербурга: Эрмитажа, Царскосельского Арсенала, Гатчинского музея, музея Инженерных войск и войск связи, Российского Этнографического музея; присутствовали и ведущие эксперты Министерства культуры РФ. Кроме того, на имя авторов и уважаемого собрания поступили Поздравительные адреса от А. Тизнгаузена – руководителя Департамента аукционного Дома Кристи (Лондон). В ходе презентации собравшиеся отмечали уникальность издания, в котором развита тема, заявленная Исой Асхабовым еще 16 лет назад в широко известной книге «Чеченское оружие».

Книга «Поиски утраченных реликвий» начинается с глубокой признательности отца и сына Асхабовых Алексею Гнедовскому и Александру Атаеву — бизнесменам и меценатам, благодаря финансовой поддержке которых вышло в свет это прекрасное издание. Здесь впервые представлено более 300 единиц кавказского оружия и снаряжения XVIII, XIX и начала XX веков из частных зарубежных собраний. Авторы книги потратили 12 лет на поиски и изучение предметов оружейного искусства в Европе, Америке и странах Ближнего Востока с целью показать реликвии, вывезенные эмигрантами из России после Кавказской войны (1859-1864) и Октябрьской революции (1917). Часть вывезенных изделий чудом сохранилась благодаря потомкам эмигрантов и коллекционерам. В результате этих поисков Асхабовым удалось найти и отснять во многих странах мира немало кавказского, чеченского оружия. В том числе и оружие, принадлежавшее Александру Дюма, Аркадию Александровичу Суворову (сыну великого русского полководца), принцу Ганноверскому Эрнсту Августу II, императорам России Александру III, Николаю II, князьям Константину Николаевичу и Михаилу Александровичу Романовым и многим другим.
Издание «Поиски утраченных реликвий» уникально — исследование, альбом и справочник одновременно. В книгу включены фотографии, рисунки, свидетельства историков, репродукции живописи… Она интересна не только профессионалам – историкам и этнографам, но и широкому кругу читателей, причем не только российским, но и зарубежным: в книге параллельный текст на русском и английском языках.
14 апреля презентация книги «Поиски утраченных реликвий» состоялась также в Грозном, в здании Национального музея ЧР, с участием министра культуры республики Хож-Бауди Дааева.

Рита Хаджиева

О книге Исы Асхабова и Хамзата Асхабова «Поиски утраченных реликвий» (М.: Изд. «Вече». 2016, — 392 с.)

Представляется значительным культурно-научном событием выход в свет книги-альбома Исы Асхабова и Хамзата Асхабова о кавказском оружии «Поиски утраченных реликвий». Это великолепный с точки зрения содержания и оформления труд дает поражающие воображение высокие образцы кавказских клинков, кремневых пистолетов и ружей, сосредоточенных в музеях и частных коллекциях многих стран Западной Европы, Ближнего Востока и США. Отрадно отметить, что Иса Асхабов воспитал достойного преемника — сына Хамзата, которому, как полагаю, мы во многом обязаны столь широкой представленностью в альбоме великолепных артефактов и их профессиональной атрибутацией.
О художественных достоинствах рассматриваемого издания, а уж тем более о собственно изделиях кавказских мастеров, представленных в нем, можно говорить много и всегда интересно. Мне же как профессиональному историку хотелось бы сказать немного о другом, а именно: значение содержания данной книги выходит далеко за пределы того, что намечали наши исследователи.
Речь идет о творческом гении целого ряда кавказских народов, воплощенного именно в оружии, о том, как кавказские народы реализовывали в доиндустриальную эпоху традиционализма свой интеллектуальный потенциал в таком специфическом направлении высокого искусства. Кавказское оружие – это не промысел и не рациональное орудие войны, в нем воплощали люди прошлое свои эстетические представления о прекрасном.
Иса Асхабов – подлинно великий труженик, начиная с первой своей книги «Чеченское оружие» вышедшей в 2001 г. и завершая рассматриваемым изданием от 2016 г., открыл нам своеобразную «Атлантиду» — высокий мир кавказского искусства, воплощенного в металле. Этой специфической составляющей художественного мира человечества безусловно предстоит войти в научные монографии, учебники и энциклопедии. Мы теперь будем изучать ранние и поздние периоды в творчестве выдающихся мастеров-оружейников прошлого, направления и школы, исследовать национальные и художественные особенности тех или иных узоров и орнаментов, приемы и технологии работы мастеров с железом и драгоценными металлами.
Не сомневаюсь, что кавказское оружие как вид высокого искусства на наших глазах войдет в мировую сокровищницу достижений человеческого духа также как греческая скульптура и римская пластика, китайская бронза и фарфор, кавказские храмы и боевые башни, бенинская бронза Африки, итальянская художественная школа, высокое русское искусство, и т.д., и т.д.
Буквально на нескольких примерах хочу обозначить параметры того значения какое имело оружие как явление в жизни кавказцев. На примере, скажем, духовной культуры тех же чеченцев; я говорю в данном случае о героических песнях-илли чеченцев эпохи средневековья и нового времени, которые мне довелось в прошлом исследовать.
Какую бы мы ни взяли героико-историческую песню чеченцев, она, как правило, содержит в себе описание оружия и одежды героя. Характеристики оружия подчеркивают идеальный характер предметов, их высокие достоинства, упоминаются «марка» изделия, его исключительные качества. Оно обязательно верное, надежное, чеканное, ослепляющее своим блеском. Среди эпитетов встречаются такие: «злее разъяренного медведя оружие», «шашка ревущей обезьяны», «булатная тонкая шашка» и т.д. Оружием любуются, играют в руках, приходя в воинское неистовство.
Причем герой в эпических песнях илли только в том случае герой, когда обладает особого качества «героическим», сакральным набором оружия – кольчуга и латы, клейменные шашка и кинжал, винтовка «мажар» с восьмигранным стволом и кремневый пистолет. Причем в битве герой как бы «разрешает» своему свирепому оружию сокрушать врагов. В редких случаях, когда эпического героя настигает смерть «во вражьей стране», он должен был принять ее «с зеленой травой в руках (т.е. даже умирая ползком стремиться на врага), с оружием в объятиях». Все это сводится к ощущения людьми прошлого мира оружия как явления, тесно переплетенного воедино с миром человеческих поступков.
Кавказское оружие никому сегодня не угрожает, едва было не утраченное оно, Благодаря таким подвижникам как Иса и Хамзат Асхабовы, кавказское оружие, которое никому сегодня не угрожает, возвращается к нам как важное национальное, культурно-историческое достояние. И как не выразить при этом нашу безмерную благодарность подлинным меценатам российской современности — Алексею Дмитриевичу Гнедовскому и Александру Артемьевичу Атаеву, благодаря которым стало возможным это подлинное явление в истории культуры российских и кавказских народов.

Явус Ахмадов, доктор исторических наук, профессор, академик АН Чеченской Республики.

Певица, поэтесса, Народная артистка ЧР…

В Доме печати 11 апреля поздравления принимала Маша Амаева (на снимке слева).Певица, поэтесса, член Союза писателей и народная артистка республики. Ее творчество известно далеко за пределами региона. Это стихи и песни, которые сразу находили своего слушателя.
Народную любимицу на своей странице в instagram поздравил Рамзан Кадыров.
«Несколько поколений выросли и воспитаны в любви к Отечеству на её песнях, воспевающих красоту и величие Чечни, её природы, горных вершин и гордых и достойных сыновей. Исполненная ею много десятилетий назад песня «Цветок Зандака» до сих пор остаётся популярной, настоящим хитом», — написал глава республики.
Маша Амаева работает в телевизионном проекте ЧГТРК «Грозный» «Синмехаллаш» («Духовные ценности»), который вносит огромный вклад в духовно-нравственное воспитание молодёжи. «Маша Амаева полна энергии и творческих планов! И это нас радует! Я подписал Указ о присвоении Маше Амаевой почётного звания «Заслуженный деятель культуры Чеченской Республики». Сегодня вечером по моему поручению Председатель Правительства ЧР Абубакар Эдельгериев, Руководитель Администрации Главы и Правительства ЧР Султан Тагаев и министры посетили Машу Амаеву, передали ей ключи от автомашины, подаренной Президентом РОФ имени Героя России Ахмат-Хаджи Кадырова — Аймани Несиевной. Я искренне поздравляю Машу Амаеву, желаю ей крепкого здоровья, успехов и благополучия!», — поделился в социальной сети Рамзан Кадыров.

Прокуратура ЧР запретила интернет-торговлю хищниками

Надзорное ведомство выявило сайт, который торговал особо ценными дикими животными (пантеры, тигры, львы, пумы, ягуары, гепарды, и даже занесенные в Красную книгу Российской Федерации леопарды).
«Обеспечение свободного доступа к такой информации способствует совершению правонарушений и преступлений, а также вовлечению недобросовестными лицами в гражданский оборот объектов животного мира», — отметили в пресс-службе прокуратуры ЧР.

Ведомство направило в суд требование к интернет-провайдеру ограничить доступ к указанному интернет-ресурсу, — сообщили «Комсомольской правде на Северном Кавказе» в пресс-службе прокуратуры ЧР.
Иск прокуратуры судом был удовлетворен. Сайт, где продавали диких животных, помещен в Единый реестр запрещенных сайтов.
Как сообщается, стоимость пумы в интернете может достигать до 300 тысяч рублей, цена гепарда — 2,3 млн рублей.

Чеченская девушка рассказала о первых минутах после взрыва в петербургском метрополитене

Амаль Джумаева из чеченского села Энгеной оказалась на станции «Технологический институт» санкт-петербургского метрополитена в момент совершения террористического акта 3 апреля 2017 г. Помогать пострадавшим при взрыве или нет — такой мысли у девушки, учащейся в ординатуре Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова, даже не было. Она в компании десятков неравнодушных людей, которые по воле случая стали очевидцами трагедии, всеми силами пыталась оказать помощь пострадавшим. Самое сложное, по мнению Амали, было в такой ситуации сохранять спокойствие. «Я была еще в метро, когда звонила маме. Она сказала: «В первую очередь успокойся, потом посмотри, есть ли раненые, им надо помочь», — вспоминает в сюжете «Первого канала» Амаль Джумаева.

Грозный готовят к 200-летию

В апреле сотрудники Комитета Правительства Чеченской Республики по охране и использованию культурного наследия продолжили мониторинг ремонтно-реставрационных работ объектов культурного наследия по пр. Победы, д. 34, 36 и пр. Эсамбаева, д. 2. Как сообщается на сайте ведомства, контроль за качеством работ, проводимых по программе празднования на федеральном уровне памятной даты «200-летие основание г. Грозного», выявил ряд недочетов, требующих устранения.
Напомним, празднование 200-летия Грозного в 2018 году утверждено Указом Владимира Путина 26 февраля 2016 г. Оргкомитет, в который входят более 40 представителей федеральных и региональных органов власти, возглавил вице-премьер правительства РФ Александр Хлопонин.
В честь юбилейной даты планируется большое количество мероприятий, а также ремонтно-реставрационных работ на объектах культурного наследия в черте столицы ЧР. Мероприятия пройдут не только на территории республики, но и в Москве. В частности, в столице запланировано проведение фотовыставки об истории и современности Грозного и концерта мастеров искусств Чеченской Республики и других регионов.
Столица ЧР город Грозный является одним из крупных городов Северного Кавказа: занимает третье место по числу жителей после Махачкалы и Ставрополя. В 1818 году на месте современного Грозного была построена крепость Грозная, которая с 1869 года стала городом Грозный.