Чеченские женщины в науке и культуре

В преддверии Международного женского праздника 8 Марта предлагаем вниманию читателей зарисовки о жизненном пути известных чеченских женщин. Их, к счастью, немало, но сегодня мы ограничимся лишь несколькими именами тех, кто оказал влияние на развитие науки и культуры Чеченской Республики.

Тамара Мазаева – доктор философских наук, профессор, завкафедрой ЧГУ:

— Я занимаюсь философией вот какого рода: исследую и пытаюсь понять, какова судьба различных этносов, как они будут адаптироваться в современном мире, дабы не исчезнуть совсем. Начала я интересоваться этой проблемой с изучения истории и культуры этих народов, а потом уже перешла к философскому осмыслению этого аспекта.

Мы знаем из истории, что целые народы уходили в небытие. Остались лишь в музеях памятники о них. Конечно, эта проблема относится, прежде всего, к малым народам, в том числе и чеченскому, и его будущего в современном контексте. Вот так я и пришла к философии, — говорит в одном из интервью Тамара Мазаева.

Она закончила МГУ  — отделение теории и истории искусства исторического факультета в 1976 г. Вернулась в г. Грозный и стала преподавать в Чечено-Ингушском государственном университете – сначала в качестве ассистента, а затем старшего преподавателя.

В 1982 году успешно защитила кандидатскую диссертацию по теме «Художник Петр Захаров». Затем продолжила работу в ЧИГУ. Позднее работала в Ленинграде в книжном издательстве «Аврора», сначала в качестве редактора, а затем – завредакцией по искусству союзных республик. В 1990 году, став стипендиатом западногерманского фонда Эберта, уехала в ФРГ, где имела возможность познакомиться с коллекциями наиболее известных музеев Европы. Одновременно по приглашению издательского концерна «Шпрингер», стажировалась в его гамбургском офисе, где прочитала цикл лекций по русской и чеченской культуре.

В смутные времена работала министром культуры ЧР (в 1994-м ушла в отставку), в одном из санкт-петербургских издательств и в собственном издательстве «Седа», выпускала альбомы и книги по чеченской истории культуре; преподавателем в Северо-Кавказском государственном институте искусств.

В ноябре 2007 года на базе факультета философии и культурологии Южного федерального университета Мазаева успешно защитила докторскую диссертацию по специальности  «Теория и история культуры».

С 2008 года работает в Чеченском государственном университете. Сначала трудилась в должности профессора кафедры истории мировой культуры и музееведения и одновременно была принята в Комплексный научно-исследовательский институт (КНИИ) РАН в качестве главного научного сотрудника. В 2009 году стала заведовать вновь созданной в ЧГУ кафедрой культурологии.

По результатам участия в работе Культурологических конгрессов России в 2009 году стала членом Научно-образовательного культурологического общества (НОКО) и вошла в состав научной коллегии этого общества. За последние два года принимала участие в целом ряде очень значимых научных форумов, среди которых Международная конференция «Человек: его биологическая и социальная история» (Москва), Международный научный симпозиум «Гуманизм XXI столетия: к идеологии самосохранения человечества» (Санкт-Петербург), Международная межвузовская научная конференция «Россия и современный мир: проблемы политического развития» (Москва) и др. В 2009 году вошла в состав группы ученых, участвовавших в Программе фундаментальных научных исследований Президиума РАН «Фундаментальные проблемы пространственного развития Российской Федерации: междисциплинарный синтез».

В 2010 году Тамара Мазаева была избрана проректором по науке и инновациям Чеченского государственного университета. На этом посту в качестве основной задачи определила для себя необходимость привести в соответствие с современными требованиями к высшей школе научную часть университета. С этой целью ею была подготовлена программа стратегического развития ЧГУ. Для реализации этой программы при усердии ученого удалось выиграть мегагрант Минобрнауки. В процессе реализации программы за три года в университете были созданы и начали активно работать все необходимые для развития науки структуры: бизнес-инкубатор, технопарк, центр коллективного пользования научным оборудованием, патентный отдел и другие научные подразделения. В рамках программы были сформулированы приоритетные научные направления ЧГУ, инициировано проведение в Грозном на базе ЧГУ Кавказского экологического форума и Конгресса «Пространство этноса в современном мире».

Будучи на посту проректора по науке и инновациям, она приняла участие в конкурсе, который проводило Минобрнауки, и как победитель этого конкурса в числе 95 человек со всех вузов страны была приглашена на обучение в Московскую школу управления Сколково.

Проректором она проработала до 2015 года. В настоящее время профессор, доктор наук Тамара Мазаева трудится заведующей кафедрой культурологии ЧГУ и продолжает научную работу, публикуя свои научные изыскания в ведущих научных журналах, участвуя во всероссийских и международных конференциях, осуществляя руководство дипломными работами и кандидатскими диссертациями.

 

 

Хава Ахмадова – художественный руководитель-директор Чеченского госдрамтеатра им. Ханпаши Нурадилова, Народная артистка ЧР, Заслуженный деятель искусств ЧР, лауреат премии имени Героя России Ахмата-Хаджи Кадырова

 

Хава Ахмадова – талантливый, самобытный режиссер, великолепная актриса, известная певица и телеведущая. Но главное в ее жизни – театр.

Единственная в республике женщина-режиссер, она сумела за короткий срок вдохнуть новую жизнь в деятельность Чеченского государственного драматического театра им. Х. Нурадилова, возглавив его в октябре 2014 года после пяти лет руководства созданного ею же Молодежного театра «Серло».

В декабре 2014 г. Ахмадовой поставлена на сцене театра им. Х. Нурадилова комедия «Ханума» (автор Авксентий Цагарели) – фейерверк высокой режиссуры и драматургии, актерского мастерства. «Ханума» по настоящее время остается аншлаговым спектаклем, вошедшем в «золотой фонд» чеченского театрального искусства.

В марте 2015 г. труппа Молодежного театра влилась в театр им. Х. Нурадилова, а часть спектаклей МТ «Серло» вошла в репертуар ЧГДТ им. Х. Нурадилова. В качестве руководителя нового – объединенного — коллектива, Ахмадова сумела за короткий срок сплотить молодое, среднее и старшее поколения актеров в единый творческий организм.

В декабре 2015 г. за спектакль «Сан некъ» («Мой путь») Хаве Ахмадовой вручена Главой ЧР Рамзаном Кадыровым Государственная премия имени Героя России Ахмата-Хаджи Кадырова. Эта же премия присуждена Салауди Яхъяеву как сорежиссеру спектакля «Нохчийн махкахь, нохчийн маттахь» («В родном краю на родном языке») – премьеры 2015 года, режиссером которого также является Хава Ахмадова.

Большое событие в жизни театра – постановка и московская премьера драмы Мусы Ахмадова «Лаьмнел лекха» («Выше гор») в постановке  Ахмадовой. Спектакль прошел в Москве 23 мая 2017 г. на сцене Российского Академического Молодежного театра (РАМТ)  при полном аншлаге и завершился под продолжительные овации зрителей. Действие основано на народных преданиях, легендах и фактах из истории чеченского народа, отражает истоки ментальности чеченцев, национальных обычаев и традиций.

Вот что пишет о спектакле «Выше гор» в постановке Хавы Ахмадовой (автор Муса Ахмадов) московский критик, генеральный директор Театрального музея им. Бахрушина (Москва) Дмитрий Родионов («Легенда о Гойсуме» — журнал «Сцена» № 4 за 2017 г.):

«Красивые легенды о красивых людях, сильных верой, любовью. Настоящие герои, которые с достоинством проходят главное испытание – оставаться человеком несмотря ни на какие обстоятельства. Это люди света, разгоняющие окружающую тьму, люди, дух которых выше гор. От спектакля Хавы Ахмадовой остается впечатление, точно такое, какое испытываешь, когда смотришь на работу кузнеца, гончара, краснодеревщика, землепашца – настоящее, подлинное, незамутненное, чистое, как от горного воздуха, родниковой воды, полуденного солнца и охлаждающего его жар ветра, приносящего из окружающих лесов и полей ароматы цветов, травы, поспевающих хлебов и фруктовых садов». (Конец цитаты).

В ноябре 20178 г. спектакль «Лаьмнел лекха» («Выше гор»)  получил высшие награды театрального фестиваля «Сцена без границ» в г. Владикавказ за 2017 год: Дипломы «За лучший спектакль» и «За лучшее режиссерское решение».

Творчество Хавы Ахмадовой — яркая страница в истории чеченского театрального искусства.

 

Резеда Даутова — первый и единственный женщина-археолог в ЧР

Она неоднократно проводила экспедиции в высокогорье в 70-е годы прошлого века. Исследовала памятники старины почти 40 лет назад — до бомбежек и разграблений. Причем, несмотря на молодость (25-30 лет), в качестве начальника отряда. Имея огромный исследовательский материал, которого хватило бы на несколько диссертаций, не сочла нужным «конвертировать» его в ученую степень.

Ее путь в археологию начался с … факультета радиофизики и электроники Ленинградского госуниверситета, куда она поступила в 1967 году.

«После первого курса я приехала в Грозный, и мама уговорила меня взять академический отпуск и поступить на исторический факультет ЧИГУ. Мама была больна, ей нельзя было нервничать, и только по этой причине я выполнила ее просьбу, тем более, что для поступления мне как медалистке достаточно было пройти собеседование», — рассказывает Резеда Даутова.

Став студенткой истфака ЧИГУ, она твердо решила возвратиться через год в Ленинград. Помешало единственное — интерес к археологии. Лекции студентам читал профессор Виталий Борисович Виноградов, и читал очень увлекательно. Настолько, что это направление в исторической науке показалось Даутовой наиболее интересным.

В студенческие годы и после – в качестве начальника отряда — она принимала участие в раскопках древнего Алхан-­Калинского городища, в археологических исследованиях высокогорной Ингушетии, добралась до высокогорной Майсты. Изучала пещерные города и  антропоморфные (человекообразные) статуи, вырубленные из скальных пород в Галанчожском районе. Там же – наскальные рисунки. И даже два года проводила раскопки в поселении Золотой Орды у станицы Ищерской…

В настоящее время Резеда Даутова обобщает полученные эмпирическим путем знания в монографиях и статьях, в научных журналах

 

Макка Межиева, народная артистка ЧР.

 

Макка Межиева уникальна тем, что ее фанаты – и молодежь, и старшее поколение чеченцев. Ее появление на сцене вызывает фурор в зале еще до того, как она возьмет первую ноту. Марет Межиева – украшение всех концертов, в том числе правительственных. Она – солистка-вокалистка Государственной филармонии Чеченской Республики.  За неповторимый прекрасный голос певицу заслуженно называют золотым голосом Чечни.

В 2006 году Макке Межиевой было присвоено звание «Народная артистка Чеченской Республики», а в 2009 году она была удостоена высокого звания «Заслуженная артистка РФ». На музыкальных конкурсах «Национальная пятёрка» по результатам смс-голосования всегда занимает места в высших строках рейтинга.

Она объехала с гастролями множество российских городов, успешно выступала в Бельгии, Голландии, Франции, Австрии, ОАЭ. Зарубежная пресса много и восторженно писала о её выступлениях. В 2010 году дважды участвовала в культурных программах, проводимых в рамках Дней чеченской культуры в Турции и Иордании. В настоящее время Макка Межиева работает над новыми композициями и даёт много благотворительных концертов в детских домах, интернатах, домах инвалидов и престарелых.

 

Фатима Даудова, художник

 

Она родилась в 1975 г. в Грозном. Художником был ее прапрадед, но, кроме него, в семье никто не рисовал. Во время войны она с семьей уехала в Ростов, где и закончила Ростовский государственный педагогический университет. После возвращения на родину в 1998 г. Фатима начала преподавать на кафедре архитектуры Грозненского государственного нефтяного института. В 2001 г. талантливая художница-график стала членом Союза художников России и начала активно участвовать в выставках и конкурсах. В 2005 г. ее литография «Крепость Грозная» была выставлена в Третьяковской галерее среди полотен победителей Всероссийского конкурса художников.

Даудова иллюстрирует книги чеченских авторов, курирует проекты своих студентов, интересуется историей Грозного и планирует устроить выставку, посвященную любимому городу. В 2010 г. Главой ЧР ей было присвоено звание заслуженного художника ЧР. Даудова – первая женщина, удостоенная этого звания. В 2017 г. она удостоена звания народного художника ЧР.

И другие.

 

Рита Хаджиева